Алексей Борщ раскрывает секреты зарубежного SEO

Алексей, привет! Не буду затягивать, а сразу перейду к самому интересному. Ты уже не первый год занимаешься продвижением западных проектов. А почему решил работать на запад? Там денег больше?

Привет! Нет, причиной того, что я решил работать с западными проектами были не деньги. В то время меня больше интересовали методы работы. Когда я познакомился с поисковой оптимизацией, я стал выискивать полезную информацию на различных ресурсах. Т.к. на тот момент я работал в научно-исследовательском институте, то у меня была привычка обращаться к первоисточникам, к нормативным документам, в которых можно найти неискаженный «испорченным телефоном» ответ на свой вопрос.

Такое случилось, когда я читал статью на одном из русскоязычных ресурсов. Это был перевод какой-то англоязычной публикации. Помню, что в статье говорилось о CTR для различных позиций в выдаче. В конце статьи приводилась ссылка на источник информации. Я перешел по ссылке, начал читать статью и обнаружил, что в одном месте переводчик напутал и у него получилось что-то вроде: «Для второй позиции в выдаче CTR снижается НА 20%», а в оригинале сказано, что «CTR снижается ДО 20%». Статью перепостили у себя другие русскоязычные ресурсы, и вот так ошибка разнеслась по всему Рунету.

Потому, отвечая на твой вопрос, я могу сказать, что на запад меня подтолкнуло желание получать информацию из первых рук, без временных задержек и искажений переводчика. Вероятность ошибки увеличивается с каждым шагом. Следовательно, количество шагов нужно уменьшить.

Да и стоит ли говорить о том, что все те нововведения, которые происходят на западе, со временем докатываются в той или иной форме до нас; о том, что англоязычных пользователей сети намного больше, чем русскоязычных? Зачем себя ограничивать языковыми барьерами?

Ты руководишь отделом по продвижению зарубежных проектов. Расскажи, в чем именно заключаются твои обязанности, что умеешь вообще?

В данный момент мои обязанности заключаются в разработке стратегии выхода на англоязычный рынок, изучении того, что творится в выдаче Google.com, определении, что работает лучше, а что - хуже. Кроме того, мы заканчиваем обновлять англоязычный сайт компании. Скоро он появится с новым дизайном, новым контентом, будет белый и пушистый :)

Еще одним очень интересным занятием является изучение крупных англоязычных открытых и закрытых форумов на предмет появления новых услуг, идей и интересных мыслей. Как я уже отмечал - англоязычных пользователей намного больше, чем русскоязычных. Нужно уметь их слушать и выделять важное. В этом плане разница с Рунетом - только в языке общения и объемах информации.

Один очень важный момент, который мне нравится на западе, это то, что там люди зачастую мотивированы создавать что-то полезное, что привлечет внимание людей, успех, деньги, ссылки (нужное подчеркнуть). У нас в этом плане все более прозаично. Как сказал кто-то на Хабре (если не ошибаюсь): «У нас люди больше озабочены выживанием». Наверное, в этом одна из причин, по которым интересно наблюдать за тем, что происходит на западе.

Ответ немного не соответствует заданному вопросу. Но, думаю, рассказ про налаживание работы в отделе и описание своих положительных черт может быть мене интересным для читателей.

В России оптимизаторы неохотно идут в зарубежное SEO, по крайней мере, я, хоть и знаю очень многих, могу по 3-м пальцам пересчитать российских специалистов, продвигающих западные проекты. Как так вышло, что именно украинские специалисты считают своим долгом разрабатывать это направление?

Если честно, для меня это загадка. Могу сказать о тех причинах, которые останавливали многих людей, с которыми я разговаривал на эту тему. Большинство из них банально боится общаться с людьми, разговаривающими на английском языке. Как ни странно, основная причина, которая держит этих людей, носит психологический характер. Могу приписать к своим заслугам то, что помог нескольким людям преодолеть этот страх или нежелание. Кто-то говорил, что впадал в ступор, когда нужно было общаться с иностранцем, у кого-то просто не было желания, а кого-то вообще не волнует то, что происходит за пределами Google.com.ua. Кстати, в России доминирует Яндекс. Это может быть одной из причин, по которым российские специалисты не хотят влезать в Google.com, т.к. им и с Яндексом хватает проблем.

Но, я думаю, что любой оптимизатор, у которого есть желание продвигать проекты в Googe.com, может это делать. Для этого нужно просто взяться за изучение языка (язык не такой уж и сложный оказывается, если не убеждать себя постоянно в обратном), читать хотя бы несколько основных тематических ресурсов вроде seomoz.org, searchengineland.com, seo-theory.com, общаться на популярных форумах, заводить знакомства с вебмастерами, копирайтерами и т.д. К сожалению (или к счастью), таких ссылочных бирж как в Рунете, на западе нет. Вернее, биржи есть, но цены там очень часто запредельные. Поэтому приходится договариваться непосредственно с вебмастерами.

Один из наших клиентов показывал ссылки, которые он покупал до прихода к нам. Оказалось, что у него были куплены ссылки, которые стоили 30 уе в месяц со страницы с PR6. Я бы ничего не сказал, если бы это был хороший сайт. Но это был обычный домен, который когда-то не продлили владельцы. Его перекупили, поставили Wordpress и продавали по 50-60 ссылок со страницы. Несомненно, как способ заработка для вебмастера - это просто прекрасно. Но для клиента - это бесполезная трата денег.

Роман Вилявин из Promodo на конференции RIW сказал, что в их компании, к примеру, стоимость услуг ниже, чем в западных компаниях, но выше, чем у индусов. А как у вас обстоят дела? Вряд ли вам удается по ценам конкурировать с индусами.

Мне вообще не нравится ценообразование и методы работы индусов. С ними тяжело конкурировать в плане дешевого продвижения. Я не люблю такой вариант работы, когда выбираются 3 фразы, клиент платит условленную сумму, а оптимизаторы гарантируют, что они напишут столько-то статей, оптимизируют ему одну страницу на сайте, сделают n твитов, m лайков и владелец сайта получит x ссылок. С одной стороны все понятно. Но, если посмотреть с другой, то получается, что интересы клиента никак не учитываются. Понятно, что многие компании не волнует то, как зарабатывает их клиент. Им нужно чтобы он каждый месяц вносил определенную сумму, а они занимались линкбилдингом. Такой поверхностный подход довольно широко распространен, к сожалению. Обычно такие методы используют горе-оптимизаторы из развивающихся стран. Конечно, не все. Есть очень хорошие специалисты. Но многие просто занялись заработком «легких денег».

В Netpeak цены формируются только после изучения ниши клиента, конкуренции в этой нише и т.д. Наши цены, само собой, выше, чем у множества индийских компаний, которые пишут что-то вроде: «We do ALL for $200», но ниже, чем у американских. Американцы, кстати, тоже могут оказаться не самыми честными и отдавать работу на аутсорс тем же компаниям из развивающихся стран вроде Пакистана, Индии, Малайзии и т.д.

Ну хорошо, допустим по ценам договорились. Что ты можешь сказать про технологии? Есть ли у компании Netpeak какие-то аналитические разработки, которые позволяют добиваться хорошего результата?

Конечно есть. У нас есть отдел аналитики, задачей которого является разработка более эффективных способов продвижения. Что-то автоматизируется, что-то, наоборот, требует больше внимания сотрудника. Все эти процессы постоянно оптимизируются.

Одесских оптимизаторов, пожалуй, должна выделять смекалистость, недаром большинство дорвейщиков – это выходцы из России и Украины. За счет чего удается конкурировать с другими компаниями?

Этот вопрос мне напомнил о том, что Мэтт Каттс, глава отдела по борьбе со спамом, когда шла речь о том, что Google распознает JS-редиректы, сказал, что русские спамеры пытались обмануть Google с их помощью, но теперь такие редиректы распознаются.

Наверное, у нас менталитет такой. Что-то находим, придумываем. Наша земля подарила миру множество изобретателей и в прошлом, и в настоящем. Только направляется вся энергия и смекалка на то, чтобы как-то обойти, перехитрить. Но я не могу сказать, что это плохо. Если бы дорвейщики не занимались своим делом, то у поисковых систем не было бы такого стимула развиваться.Насчет преимуществ перед зарубежными компаниями я могу еще раз привести тот пример с услугами индопакистанского SEO, ценами местных компаний и аутсорсом. По сравнению с ними, качество наших отечественных SEO компаний на очень высоком уровне. Не зря очень крупные зарубежные проекты родом из СНГ. Просто гордость берет за соотечественников, когда видишь их сайты в ТОПе.

Скажи, а чем, по-твоему, зарубежное SEO вообще отличается от российского и украинского? Можно ли сказать, что мы идем по одному пути, но отстаем, или справедливее будет утверждать, что пути у нас пересекаются, но вообще они разные?

Не могу сказать, что мы идем по одному пути, но то, что мы пересекаемся очень часто - это точно. К примеру, на западе существует множество источников получения обратных ссылок. Начиная каталогами сайтов и статей, заканчивая гостевым блоггингом или еще чем-то интересным. Западные оптимизаторы, впитавшие с молоком матери эти знания, пишут статьи, отправляют их в каталоги, пишут качественные посты для блогов, создают полезные приложения и т.д. Привлекают ссылки как умеют. Но одна наша биржа Sape, при этом, при умелом использовании, может оставить позади те сайты, которые продвигаются привычными на западе методами. Хотя, конечно, нужны и те ссылки, и эти. В Google ведь умные люди сидят. И они хотят видеть разнообразные ссылки на ваш сайт. И из каталогов, и из Твиттера, и много других. Так что, пути, на мой взгляд, отличаются и их «аршином общим не измерить».

Станислав Ставский в своем интервью упомянул, что Sape.ru планирует выходить на западный рынок. Как ты считаешь, есть перспективы у проекта?

Я уверен в том, что слово «перспективы» не может полностью передать то, какое признание и какую популярность может получить проект на западе. Ну и обороты, я думаю, будут выше в разы.

Артем Бородатюк, руководитель Netpeak, как-то упоминал, что в Одессе, хм, клиенты часто пытаются что-то недоплатить SEO-компании. Западные компании реже кидают?

Практика показывает именно такое положение вещей. Западные клиенты платят столько, сколько должны. Опять же разница менталитетов, я думаю, дает о себе знать. Один из наших клиентов из Бангкока как-то сказал, что русских не очень любят. И лично он стал относиться к ним с опаской после того, как у него в интернет-магазине русские покупали товар и пытались расплачиваться ворованными кредитками. И такое было не раз. Вот тогда мне стало очень стыдно за соотечественников. Не туда направлена их энергия. В мирное бы ее русло направить. У нас все привыкли к халяве, а на западе привыкли за все платить. Надеюсь, мы справимся с этой проблемой когда-нибудь.

Алексей, большое спасибо за интервью, было очень интересно с тобой пообщаться! Желаю успехов в продвижении западных сайтов .

Спасибо и тебе, Леонид. Мне тоже было очень приятно пообщаться. Взаимно желаю тебе успехов!

Вопросы задавал Леонид Гроховский, руководитель центра образования и исследований ТопЭксперт.РФ

Дэнни Салливан: Без SEO результаты выдачи были бы безликими

28 февраля 2012 года в рамках конференция SMX West 2012 состоялся Вечерний форум с Дэнни Салливаном (Danny Sullivan), идейным вдохновителем и организатором конференции, главным...

TechCrunch Moscow 2011: публичное интервью Аркадия Воложа

5 декабря в Москве открылась вторая конференция TechCrunch Moscow. Организаторами мероприятия выступили центр Digital October и венчурный фонд Kite Ventures

Александр Садовский «Новые принципы ранжирования коммерческих сайтов»

В рамках Десятой ежегодной конференции «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете», проходившей 24-25 ноября 2011 года в Москве, прозвучал доклад Александра...

Станислав Поломарь: «Предпочитаю иметь дело с людьми, не испорченными классическим SEO»

Стас привет, расскажи про себя, чем занимаешься, где работаешь? Привет! Работаю в компании web-it с момента основания...

Сергей Баиров: «Пока есть ТОП10 поисковых систем, будет и поисковое продвижение»

Сегодня в гостях у редакции Searchengines.ru Сергей Баиров - директор по маркетингу SeoPult

Оксана Богомаз: «Заказчик без понимания целей, задач и процесса - обречен на ошибки»

Сегодня у нас в гостях Оксана Богомаз, директор по развитию компании NetCat, и мы ведем беседу о выборе лучшей системы управления сайтами, о создании успешных проектов и...